На главную 1 Сентября
На старте | Школьные будни | На финишной прямой | Форум | Поиск
на главную написать письмо
карта сайта форум
 
Нам нравится сайт 1sentyabrya.ru!!!

Главная

Новости

На старте

 Подготовка к школе
 Консультация психолога
 Как подготовить отличника в домашних условиях
 Права и обязанности
 Разное

Школьные будни

 Родителю школьника
 Кабинет психолога
 Учеба
 Права и обязанности
 Разное
 Общение
 Мои истории
 Советы родителям
 Репетитор

На финишной прямой

 Родителю старшеклассника
 Куда пойти учиться
 Профессиональная ориентация
 ЕГЭ
 Права и обязанности
 Изучение языков
 Медицинский кабинет
 Обучение за рубежом

Школьные заметки


Главная | Родителю старшеклассника | Здоровые отношения между родителями и подростком. Часть 3. Статистика.


Подростковый возраст является переломным не только с личностной сфере, но и в сфере профессиональной. Профессиональное самоопределение - важнейшая часть жизни старшеклассника.


Здоровые отношения между родителями и подростком.

Часть 3. Статистика.

 Подростковый возраст является переломным не только с личностной сфере, но и в сфере профессиональной. Профессиональное самоопределение – важнейшая часть жизни старшеклассника. Именно в этом возрасте происходит координация того, каким видит себя в настоящем и будущем подросток, каким его видят окружающие и каким он хотел бы быть.

Интересные данные по поводу того, как старшеклассники и их родители переживают этот период активного построения жизненных планов были представлены Т.М. Блиновой на IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения в 2005 году в исследовании на тему «

Перспективы будущего в переживаниях и мыслях старшеклассников и их родителей».

Основная предпосылка исследования состояла в том, что переживание перспектив будущего занимает центральное место в психической жизни старшеклассников.

В исследовании ставилась проблема, связанная с тем, что представления подростков о том, каким должен быть их профессиональный путь и взгляды их родителей на этот вопрос очень часто не совпадают, что становится источником конфликтов и непониманий. Такое несовпадение видения перспектив влечет за собой обостренное переживание проблем старшеклассниками.

 Авторы исследования попытались выяснить, что же лежит в основе этих разногласий. Для этого в задачи исследования входило:

1. Оценка родительской компетенции. Предполагалось выяснить, насколько хорошо взрослые осведомлены об особенностях психики подростка, насколько глубоки их знания в области юношеской психологии.

2. Изучение видения родителей будущего своих детей.

3. Выявление проблем старшеклассников. Здесь была поставлена задача выяснить, являются ли переживания по поводу будущего действительно значимой проблемой для подростков.

4. Изучение переживаний старшеклассников, связанных с будущим. Это позволило провести соотносительный анализ остроты переживаний, а также сравнить позиции родителей и подростков.

5. Изучение некоторых личностных особенностей старшеклассников.

6. Изучение источников информации о профессиях и оценка влияния окружающих на выбор старшеклассниками профессии.

 Психологи не случайно уделяют большое внимание изучению переживаний подростков и родителей по поводу перспектив на будущее. Проблемы в этом вопросе испытывают очень многие. Ученые разрабатывают эту область, но до практики чаще всего так и не доходит. Получается так, что наука работает сама на себя, вместо того, чтобы работать на тех, для кого, собственно, и выявляются все эти данные. Результаты пропадают в архивах, и не учитываются теми людьми, для помощи которым они, действительно, предназначались.

Мы не будем приводить полностью все данные, которые были получены в результате исследования. Но хотелось бы выделить несколько моментов, которые могут заинтересовать родителей старшеклассника и помочь избежать конфликтов.

Хочется обратить внимание на то, что по данным опроса большинство проблем в общении между подростком и его родителями вызвано именно тем, что родители не достаточно хорошо знают особенности подростковой психологии, или просто не хотят считаться с переживаниями подростка.

Об этом говорит и то, что сами подростки жалуются на то, что родители их не понимают. В ходе работы с ответами родителей выяснилось, что многие родители даже не знают, что конкретно беспокоит их детей и на что они жалуются. Не удивительно, что мнения родителей по поводу переживаний подростка, видение его проблем не совпадают со взглядами на эти проблемы самого подростка.

В переживаниях самих старшеклассников, по данным исследования, отразились растерянность и тревога по поводу будущего. Только трое из десяти подростков показали низкий уровень тревожности по этому вопросу. Это значит, что для семи из десяти старшеклассников проблема профессионального самоопределения решается довольно мучительно.

Здесь важно учесть, что сопоставляя показатели тревожности с личностными особенностями старшеклассников, авторы исследования заметили, что у тех подростков, для которых проблема выбора будущей профессии еще не решена, характерен ряд особенностей, которые напрямую связаны с проблемой. Главные из этих особенностей:

- низкий уровень сформированности Я-концепции. То есть подросток еще не понял кто он такой. Он еще не встал твердо на ноги.

- заниженная самооценка.

О чем это должно говорить родителю,  наверное, уже понятно. Результаты этого исследования показывают многие родители видят в своих детях больше недостатков, чем достоинств, считают, что им не хватает трудолюбия, упорства, целеустремленности в достижении цели, уверенности в своих силах. Но вместо того, чтобы упрекать ребенка, стоит уделить внимание его поддержке. Постоянные обвинения и наказания лишь способствуют занижению самооценки. Контроль над действиями тормозит развитие я-концепции.

Примечательно то, что у трех подростков из десяти, которые имеют четкую позицию по поводу профессионального самоопределения, взгляды на будущее совпадают с родительскими. В этих случаях для отношений между подростком и родителями были характерны тепло и уважение. Это те семьи, в которых родители поддерживают своих детей, считаются с их мнением, гордятся их личностными и деловыми качествами.


 

Лента новостей
19:53  В нижегородской школе ищут источник вирусной инфекции

21:08  ЕГЭ в России планируется сохранить

20:49  Только каждая пятая российская школа участвует в инклюзивном образовании

19:43  Супер-школа в Туле в следующем году примет сразу 600 учеников

Все новости

Последние темы форума
19 сентября
Бабушка просится в престарелый

18 сентября
Скидки

18 сентября
Подарок

15 сентября
На сцену - с радостью!

15 сентября
Франшиза детского сада

15 сентября
Новая музыка

10 сентября
Друг

Опрос
С радостью ли вы в детстве ходили в школу?
Проголосовало: 21621
Архив опросов


Законодательство

Закон РФ "Об образовании"
Семейный кодекс РФ
ФЗ "О некоммерческих организациях"
Гражданский кодекс РФ (Часть 1)
Гражданский кодекс РФ (Часть 2)
Гражданский кодекс РФ (Часть 3)
Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

  © 2019 Сайт: 1 сентября - школы-гимназии, школьная программа и система среднего образования