На главную 1 Сентября
На старте | Школьные будни | На финишной прямой | Форум | Поиск
на главную написать письмо
карта сайта форум
 
Нам нравится сайт 1sentyabrya.ru!!!

Главная

Новости

На старте

 Подготовка к школе
 Консультация психолога
 Как подготовить отличника в домашних условиях
 Права и обязанности
 Разное

Школьные будни

 Родителю школьника
 Кабинет психолога
 Учеба
 Права и обязанности
 Разное
 Общение
 Мои истории
 Советы родителям
 Репетитор

На финишной прямой

 Родителю старшеклассника
 Куда пойти учиться
 Профессиональная ориентация
 ЕГЭ
 Права и обязанности
 Изучение языков

Школьные заметки


Главная | Учеба | Приемы улучшения памяти. Метод пространственного маркирования.


Мнемоническими техниками пользовались многие великие ораторы древности. Например, Цицерон "развешивал" опорные слова своих речей по своей комнате, и, вступая перед публикой, просто мысленно обводил взглядом свою комнату, и поэтому всегда знал, когда и что говорить.


Приемы улучшения памяти. Часть 2.  Метод пространственного маркирования.

Перед тем как  мы начнем, давайте проверим, сколько слов из 10 вы сможете запомнить. Внимательно прочитайте их и попробуйте воспроизвести в том же порядке, в котором они написаны, не подглядывая.

1.      Комар

2.      Шкатулка

3.      Китаец

4.      Платок

5.      Море

6.      Ролики

7.      Скрепка

8.      Телефон

9.      Педаль

10. Алмаз

 Ну что? Сколько слов получилось вспомнить?

 Запоминание не связанных между собой слов само по себе, конечно, вряд ли может пригодиться в обыденной жизни. Но если овладеть этим навыком, это может быть очень полезным в работе, учебе и просто в быту. Ведь каждое слово – это не просто слово, это определений конкретный образ. А за образом может стоять не только одно понятие, но и  действие или событие.

Мнемоническими техниками пользовались многие великие ораторы древности. Например, Цицерон  «развешивал» опорные слова своих речей по своей комнате, и, вступая перед публикой, просто мысленно обводил взглядом свою комнату, и поэтому всегда знал, когда и что говорить. Это заменяло ему письменный план. Вот и секрет того, что великие ораторы могли выступать «без бумажки» и при этом выстраивать свои речи грамотно и четко.

 Художник Роб Гонсальвес.Этот навык незаменим в учебе. Для тех, кто овладеет методом Цицерона, трудности в запоминании дат и исторических событий останутся в далеком прошлом. География, литература, обществознание, история – учеба по всем этим предметам станет гораздо легче и увлекательней.

 Он может пригодиться при подготовке докладов, при организации какого-нибудь мероприятия, при планировании своих дел.

Кроме того, любому культурно развивающемуся человеку, узнать что-то новое всегда интересно и полезно. Способ запоминания информации, о котором пойдет речь основан на образном мышлении и развивает образную память. А хорошо развитая образная память может стать вашим хорошим помощником.

 

 

 

Существует множество различных мнемонических приемов, помогающих нам облегчить работу памяти. Один из них и есть так называемый метод Цицерона или метод пространственного маркирования.

Для запоминания не связанных между собой слов нужно найти какую-нибудь опору. В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения, назовем это «опорным списком». Например, в качестве такого списка вы можете взять свою дорогу из дома в школу. Тогда события «опорного списка» будут примерно следующие: выход из квартиры, лифт, выход из подъезда во двор, автобусная остановка, поездка в автобусе, вход в метро и т.д.

Или можно представить свою комнату и мысленно обвести ее взглядом, к примеру, начиная от двери: диван, картина, письменный стол, окно, полка с книгами, шкаф, компьютер и т.д.

«Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации, из «опорного списка». Если, например, мы берем дорогу на работу, то слово, а вернее тот образ, который оно обозначает,  вешается на порог квартиры, или ставится перед дверью, или пишется, рисуется, выдалбливается на двери. Если слово обозначает человека или другое живое существо, можно представить, как вы сталкиваетесь с ним, выходя из квартиры. Это слово вы можете найти и на брелке от ключей, которыми вы запираете дверь, или оно может просто упасть вам на голову, как только вы сделаете шаг из квартиры.

Со следующим словом вы встретитесь в лифте. Сразу заметим, что даже если это будет экскаватор, в вашем воображении вам никто не мешает вместить его в лифт – чем абсурднее и неестественнее образ, тем легче его запомнить. Поэтому, встретившись в лифте с бетономешалкой, скажите ей «Доброе утро!» и тогда  она запомнится вам на долгие годы. Очевидно, что слово намного легче запомнить, если образ непривычен для нашего сознания и эмоционально окрашен.

Сначала кажется, что запомнить одно слово намного проще, чем какое-то абстрактное понятие или действие. Но это обманное ощущение, потому что за любым словом все равно стоит образ. И чем он сложнее и более детализирован, тем на самом деле легче его запомнить.

Образ не обязательно должен вмещать все содержание слова, можно представить только одну или несколько важных для запоминания деталей понятия.

Чтобы понять это, продолжим «опорный список» с дорогой на работу абстрактными словами:

«гипноз»

-         вас могут загипнотизировать на лестнице

-          на двери из подъезда может висеть качающийся маятник, который используется для введения в гипноз

-         можно повесить куда-нибудь картинку

 «велоспорт»

-         велосипедисты могут проехать по  двору,  лучше всего по газону (где ездить на положено), а еще лучше устроить там международный турнир по велоспорту

-         или  проще, можно повесить на дверь большой красочный календарь с изображением велосипеда

 Действия запоминать еще легче

Допустим, что вам нужно запомнить слово

«купить»

-         если брать ту же ситуацию с выходом из подъезда, то можно купить билет на выход на улицу (в реальности это вызвало бы удивление или раздражение, а, следовательно, слово лучше запомнится)

-         можно представить, что прямо на крыльце открыли торговую точку с булочками (цветами, макаронами, пивом, сотовыми телефонами, мягкой мебелью),  и купить парочку

«пробуждаться»

-         ясно, что пробудиться на пороге подъезда может кто угодно, первое, что приходит в голову – это собака или алкоголик, но, придумывая образ нужно обязательно сделать акцент на то, что это существо должно именно пробуждаться, а не просыпаться, вставать, очухиваться и т.д. Как этого добиться? Нужно добавить в представляемую ситуацию побольше пафоса. Например, пробуждаться на пороге подъезда может какое-нибудь духовное лицо. Но главное не переборщить, а то еще воскреснет!

 Наверное, уже стало понятно, как поступать с прилагательными, но «для порядку» давайте разберем и эти случаи:

«любой цвет»

-         понятно, что в любой цвет можно выкрасить что угодно, и желательно, что-то, к чему этот цвет совершенно не подходит, например, розовый почтовый ящик, или  черная лампочка

 «любой материал»

-         золотые ступеньки крыльца

-         бумажная дверь

-         карамельные перила

 «передвижной»

-         почему бы не встретить на пороге грузчиков с передвижным пианино

-         лестница может передвигаться (как в замке Хогвардс из «Гарри Поттера»)

 «жадный»

-         можно привлечь свой прошлый опыт, вспомнить человека, которого вы считаете жадным, и заставить его вести себя характерным для проявления этой черты характера образом

-         или, выходя из подъезда вам резко захотелось пить, вы достали из кармана кружку с водой и стали ЖАДНО глотать воду

 Теперь о детализированности образа. Как уже было сказано, сложный, детализированный образ (а именно с такими образами вам и придется иметь дело,  например, запоминая перед контрольной по истории расположение воейск и ход сражения на реке Калке) запоминается еще легче, чем простой, так как здесь работа воображения практически отсутствует:

            «Купить большой красный бант»

            « Картонная коробка с карандашами»

            «Прогуляться по лесу с мохнатой собакой»

 Теперь давайте попробуем что-нибудь запомнить. Для этого, как уже говорилось,  нужно разработать «опорный список».

Как универсальную опору можно взять любую сказку, которую все хорошо помнят и разбить ее на сцены. Мы можем взять сказку про Красную Шапочку и попытаться применить технику Цицерона к тому, списку, который мы пытались запомнить вначале.

 1). Сначала нужно разбить всю сказку на этапы. Например такие:

Название этапа

Возможные образы, связанные с этим этапом

1.       

Мама отправляет дочку к бабушке

Деревянный дом, запах молока и горящих дров, закапченая печка, корзинка с пирожками, кружевная салфеточка на корзинке

2.       

Красная шапочка идет по лесу и собирает цветы

Лес, птички, бабочки, трава, деревья, голубое небо, узкая тропинка, песенка Красной Шапочки

3.       

Встреча с волком

Лес, волк,  разговор

4.       

Красная шапочка идет дороге

Поле, птички, рожь колосится

5.       

Волк перед домом бабушки

Домик, веревочка, крыльцо

6.       

Красная шапочка перед дверью дома бабушки

Старый домик, крыльцо, веревочка

7.       

Волк в кровати бабушки

Маленькая комната, запах лекарств, высокая кровать с кружевами, волк в чепчике на кровати

8.       

Диалог с волком

Большие уши, большие глаза, больше лапы, большие зубы

9.       

Охотники входят в дом

Ружья, сапоги, собаки, ножики

10.  

Бабушка выходит из брюха волка

Пенсне, кружевной фартук, радостные объятия с Красной Шапочкой, веселые охотники

 Попытайтесь как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них, как там пахнет.

А теперь совместим слова из списка для запоминания с ситуациями из опорного списка. На первый взгляд задача кажется непонятной и надуманной, но тем не менее, результаты скажут сами за себя.

 1. Итак, первое слово в нашем списке «комар». Как можно вставить его в первую сцену сказки?

Комар летает между мамой и Красной Шапочкой, мешая договориться

Комар кусает маму

Комар кусает Красную Шапочку

Комар залетает кому-нибудь в рот (ухо, глаз, рукав)

Да мама и сама может оказаться комаром

 2. Второе слово «шкатулка»

Шкатулку можно положить между пирожками

В шкатулку можно собирать цветы

Шкатулку можно найти на тропинке

Шкатулка может висеть на дереве, и/или упасть на Красную Шапочку

3. Третье слово «китаец»

Волк может оказаться китайцем

Или сопровождаться китайским хором

Или нести с собой пособие по изучению китайского языка

        4. Четвертое слово «платок»

        Красная Шапочка может размахивать платком и петь песенку

        Можно ловить в него бабочек

    Или собирать в него ягоды/грибы

    Или завязать платок на дерево как ориентир, чтобы найти дорогу назад

 5. Пятое слово «море»

Волк может петь песню «Море, море, мир бездонный…»

За домом бабушки вместо грядок может простираться бескрайнее море

    На входной двери может быть нарисован морской пейзаж

 6. Шестое слово «ролики»

     Красная Шапочка может снять, наконец, ролики и поставить их на пороге

Или ролики могут уже там стоять, а она просто об них споткнуться

Ролики могут и самостоятельно вальсировать вокруг бабушкиного дома

 7. Седьмое слово «скрепка»

    Чепчик у «бабушки» может держать на скрепке

Большая золотая скрепка может упасть с кровати

Кровать сама может состоять из скрепок

 8. Восьмое слово «телефон»

Волк может быть с телефоном («Почему у тебя такой большой телефон?»)

Или у Красной Шапочки может зазвонить полифонический звонок с разгаре разговора

 9. Девятое слово «педаль»

     Один из охотников может приехать на велосипеде с большими педалями

А лучше, чтобы перед началом «спасательной операции» из охотнечьей сумки вывалилась гора педалей

 10. Десятое слово «алмаз»

      Из брюха вместе с бабушкой может выпасть и алмаз

Бабушка может подарить охотникам алмаз за спасение

 Ну а теперь попробуйте воспроизвести слова еще раз. Ну как?

Как видите, чем менее рационально объяснение, которое объединяет слово и ситуацию из «опорного списка», тем лучше оно запоминается.

 Можем перейти к сложным, комбинированным образам.

 Список выражений:

 1.     «Треснула керамическая миска»

Мама дает Красной Шапочке вместо корзинки керамическую миску, он вдруг он трескается и приходится класть пирожки в корзинку.

 2.     «Завтра выходной»

Идет и думает, что можно остаться на ночь у бабушки и никуда не торопиться, поэтому можно пойти помедленней и прособирать цветочки.

 3.     «Сейчас бы в горы»

Волк в разговоре с Красной Шапочкой говорит мечтательно: «Сейчас бы в горы...»

 4.     «Статуя свободы пропала»

За полем видна статуя свободы, и на глаза у Красной Шапочки она пропадает.

 

 5.     «Много цветных маркеров»

Волк пишет разноцветными маркерами на двери нецензурные слова.

 6.     «Выучить таблицу умножения»

Красная шапочка выкладывает перед порогом бабушкиного дома из цветочков 2*2=4

 7.     «Групповая психотерапия»

Волк ведет группу и предлагает Красной Шапочке присоединиться.

 8.     «Дяденька ничего не видит без очков»

Красная Шапочка спрашивает «Почему у тебя такие большие глаза?», а волк отвечает, что «дяденька ничего не видит без очков», а в очках глаза кажутся больше.

 9.     «Любовь до гроба»

Красная Шапочка влюбляется в одного из охотников, и он увозит ее на белом коне в сторону заката.

 10.      «Тень от яблони»

Все происходит в тени от яблони.


 

Лента новостей
19:53  В нижегородской школе ищут источник вирусной инфекции

21:08  ЕГЭ в России планируется сохранить

20:49  Только каждая пятая российская школа участвует в инклюзивном образовании

19:43  Супер-школа в Туле в следующем году примет сразу 600 учеников

Все новости

Последние темы форума
19 сентября
Бабушка просится в престарелый

18 сентября
Скидки

18 сентября
Подарок

15 сентября
На сцену - с радостью!

15 сентября
Франшиза детского сада

15 сентября
Новая музыка

10 сентября
Друг

Опрос
С радостью ли вы в детстве ходили в школу?
Проголосовало: 21340
Архив опросов


Законодательство

Закон РФ "Об образовании"
Семейный кодекс РФ
ФЗ "О некоммерческих организациях"
Гражданский кодекс РФ (Часть 1)
Гражданский кодекс РФ (Часть 2)
Гражданский кодекс РФ (Часть 3)
Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

  © 2017 Сайт: 1 сентября - школы-гимназии, школьная программа и система среднего образования