На главную 1 Сентября
На старте | Школьные будни | На финишной прямой | Форум | Поиск
на главную написать письмо
карта сайта форум
 
Нам нравится сайт 1sentyabrya.ru!!!

Главная

Новости

На старте

 Подготовка к школе
 Консультация психолога
 Как подготовить отличника в домашних условиях
 Права и обязанности
 Разное

Школьные будни

 Родителю школьника
 Кабинет психолога
 Учеба
 Права и обязанности
 Разное
 Общение
 Мои истории
 Советы родителям
 Репетитор

На финишной прямой

 Родителю старшеклассника
 Куда пойти учиться
 Профессиональная ориентация
 ЕГЭ
 Права и обязанности
 Изучение языков
 Медицинский кабинет

Школьные заметки


Главная | Разное | Оглянемся на собственный опыт


Попытка снизить планку школьного образования уже имела место в нашей стране. Тогда речь шла об обучении в школах детей шестилетнего возраста. Некоторые педагоги и по сей день помнят спальные блоки, отгороженные от основного школьного коридора фанерными перегородками, где дети спали под сопровождение школьных звонков, особый режим питания в школьной столовой, волокиту с выводом шестилеток на прогулку из общей школьной раздевалки… Но все это — только хозяйственные хлопоты, с которыми можно было смириться. Психологические последствия эксперимента оказались плачевными.


Оглянемся на собственный опыт

В начале 80-х годов в связи с проектом изменения начального возраста приема детей в школу (с 7 лет на 6) были проведены массовые медико-психологические обследования детей 6 лет по всей стране. Данные о состоянии здоровья и о психологической готовности детей 6 лет к школе носили столь угрожающий характер, что явились основанием для отмены этого проекта.

Изменения, произошедшие за последние 15—20 лет, говорят, скорее, о резком обострении ситуации, чем о каком бы то ни было ее улучшении. Результаты серьезных исследований свидетельствуют, во-первых, об общем ухудшении состояния здоровья детей и, во-вторых, о том, что психологическая устойчивость и общий уровень тревожности современных детей в возрасте 5—7 лет также не изменился в лучшую сторону.

Дети шестилетнего и даже пятилетнего возраста нередко проявляют высокую познавательную активность, которая может быть основой для успешного обучения. Однако по данным физиологических и психологических исследований обучение маленьких детей должно быть жестко связано с соблюдением ряда определенных условий. В общих чертах эти условия состоят в следующем:

1. Квалифицированные педагогические кадры, знающие возможности и особенности детей дошкольного возраста. Дети 5—6 лет существенно отличаются от семилеток. Они требуют других способов общения, другого отношения, другого типа личности. Нет ничего печальнее, чем учитель начальной школы, работающий с дошкольниками, — как показывает практика, и учитель, и ученики получают от такой встречи серьезные психологические травмы.

2. Содержание, методы и формы образования, адекватные возрасту. Образовательный процесс должен быть сориентирован не столько на предметное содержание образования, сколько на интересы и склонности самого ребенка. Эмоциональное и социально-личностное развитие в этом возрасте значительно важнее, чем усвоение знаний и навыков. Образование должно проходить преимущественно в игровых формах и не может быть связано рамками привычной для школы дисциплины.

3. Материально-технические и медико-социальныне условия, ориентированные на возрастные особенности этих детей. Детям необходимы дневной сон, пространство для игр, игрушки, место для прогулок с игровым оборудованием. Должны быть созданы условия для проведения общеукрепляющих и оздоровительных процедур и многое другое.

Все эти условия были многократно прописаны в официальных документах Министерства образования при переходе к обучению с 6 лет. В частности, предполагалось, что школа, в которой обучаются шестилетки, должна располагаться в отдельном
помещении или в крайнем случае на отдельном этаже, должны быть снижены продолжительность и количество уроков для детей 6-летнего возраста, изменен режим перерывов в занятиях, введены динамические паузы, увеличена доля гуманитарных предметов и т.п.

Но жизнь показала, что современная начальная школа в массе своей не в состоянии обеспечить такие условия детям 6 лет. Для этого отсутствуют и материальные, и организационные основания; классно-урочные формы обучения остаются доминирующими; педагоги не имеют специальной квалификации для работы с детьми этого возраста.

Некоторые тревожные последствия этого очевидны уже сейчас.

Оглянемся на собственный опыт.

В подавляющем большинстве школ учителя применяют традиционные методы и формы работы с шестилетками, рассчитанные на 7—8-летних детей. В результате дети испытывают острые отрицательные эмоции и переживания неуспеха, несмотря на искреннее стремление и усилия соответствовать требованиям учителя. Ребенок, не понимая этих требований, начинает бояться учителя. Очень многие дети 6—6,5 лет засыпают после первого же урока, не выдерживая минимальной учебной нагрузки в классе. Шестилетки на уроках пытаются играть «под партой», втайне от учителя.

Многие учителя не знают, как себя вести с маленькими детьми. Привычные действия не срабатывают; опытный учитель видит, что дети совсем другие, чем те, к которым он привык, но понятия не имеет, что с ними делать. Часто растерянность учителей находит выход в неадекватных действиях. Например, детям запрещают играть даже на переменах, иногда — в качестве наказания за невнимательность и отсутствие работоспособности на уроке.

Все это отрицательно отражается не только на психологическом состоянии детей, но и на их здоровье. У шестилеток в школе в два раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции, различные психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т.п.).

Эти и многие другие наблюдаемые факты с высокой вероятностью могут привести к весьма печальным итогам.

Весь комплекс условий в современной массовой школе направлен на возникновение у маленького ребенка отрицательного отношения — сначала к себе как к ученику, а потом и вообще к школе, да и ко всему процессу обучения. Ребенок перестает верить в свои способности и уже не хочет учиться. Родители таких детей и психологи очень хорошо знают, как трудно (порой почти невозможно) преодолеть такую установку, когда она уже возникла. Высокий уровень школьной тревожности не только приводит к трудностям в обучении шестилетних детей, но и разрушает их здоровье. Совершенно очевидно, что современные шестилетки платят высокую цену за поспешность своих родителей, поторопившихся отдать их в школу.

По статье Елены СМИРНОВОЙ,
доктора психологических наук,
профессора, заведующей
Центра игры и игрушки
Московского городского
психолого-педагогического университета

© Данная статья была опубликована в № 05/2005 газеты "Дошкольное образование" издательского дома "Первое сентября".
Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.


 

Лента новостей
19:53  В нижегородской школе ищут источник вирусной инфекции

21:08  ЕГЭ в России планируется сохранить

20:49  Только каждая пятая российская школа участвует в инклюзивном образовании

19:43  Супер-школа в Туле в следующем году примет сразу 600 учеников

Все новости

Последние темы форума
19 сентября
Бабушка просится в престарелый

18 сентября
Скидки

18 сентября
Подарок

15 сентября
На сцену - с радостью!

15 сентября
Франшиза детского сада

15 сентября
Новая музыка

10 сентября
Друг

Опрос
С радостью ли вы в детстве ходили в школу?
Проголосовало: 21580
Архив опросов


Законодательство

Закон РФ "Об образовании"
Семейный кодекс РФ
ФЗ "О некоммерческих организациях"
Гражданский кодекс РФ (Часть 1)
Гражданский кодекс РФ (Часть 2)
Гражданский кодекс РФ (Часть 3)
Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

  © 2018 Сайт: 1 сентября - школы-гимназии, школьная программа и система среднего образования