На главную 1 Сентября
На старте | Школьные будни | На финишной прямой | Форум | Поиск
на главную написать письмо
карта сайта форум
 
Нам нравится сайт 1sentyabrya.ru!!!

Главная

Новости

На старте

 Подготовка к школе
 Консультация психолога
 Как подготовить отличника в домашних условиях
 Права и обязанности
 Разное

Школьные будни

 Родителю школьника
 Кабинет психолога
 Учеба
 Права и обязанности
 Разное
 Общение
 Мои истории
 Советы родителям
 Репетитор

На финишной прямой

 Родителю старшеклассника
 Куда пойти учиться
 Профессиональная ориентация
 ЕГЭ
 Права и обязанности
 Изучение языков
 Медицинский кабинет

Школьные заметки


Главная | Как подготовить отличника в домашних условиях | Пополним "предшкольний" багаж


Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру. Как это сделать, рассказывает преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА


Пластилиновые буквы

Буква Ш Знакомство с буквами и первые шаги в обучении чтению можно превратить в увлекательную игру. Как это сделать, рассказывает преподаватель Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА

Игра-пособие «Пластилиновые буквы» изготовляется совместно с детьми в процессе знакомства с буквами алфавита.

Основная ее цель — сформировать у ребенка четкий образ каждой печатной буквы. Игра позволяет сформировать навык слитного чтения, дает возможность «оживить» буквы и использовать их в режиссерских играх. Можно использовать пластилиновые буквы как наглядный материал для выполнения самых разных заданий с буквами и словами.

Игру можно начинать, как только дети познакомятся с первыми двумя-тремя буквами.

Взрослый заранее готовит 33 картонки размером приблизительно 10x10 см, но разных цветов и форм. Например, таких:

10 круглых красных картонок — для гласных букв,

20 синих четырехугольных — для согласных,

одну сине-красную — с двумя углами и двумя скругленными углами — для Й,

две белые с волнистым краем для мягкого знака и с зазубренным краем для твердого знака.

Дети договариваются, кто какую букву будет лепить. Педагог раздает им карточки соответствующих цветов и форм.

Дети делают из пластилина «колбаски» и выкладывают из них на картонных карточках свои буквы, крепко придавливая пластилин к картону: первые карточки готовы.

Если какие-то дети захотят сделать одинаковые буквы-карточки и в результате получится несколько карточек с одной и той же буквой, это только расширит возможности игры и сделает ее более интересной.

Варианты игры первого уровня сложности

Вариант 1

Буква А.Играющие сидят за столом, сложив руки под столом. Водящий под столом передает в руки каждому игроку по карточке. Игроки ощупывают буквы на своих карточках, называют их и только после этого выкладывают буквы на стол. Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — возвращается водящему.

Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.

Вариант 2

Для игры понадобится низкий столик (не выше 30—40 см). Его можно сделать вместе с детьми из обычного картонного ящика, отрезав лишние части и обклеив его поверхность цветной бумагой (или пленкой), а углы — скотчем.
Играющие садятся на ковер вокруг столика так, чтобы удобно было держать под ним руки. Карточки лежат на полу под «столом» буквами вниз. Каждый игрок берет любую карточку, ощупывает ее и называет букву. Если буква названа правильно, она остается у игрока, если нет — она возвращается под стол в общий «базар». Выкладывать отгаданные буквы можно на столе или на ковре, перед каждым игроком или в один или несколько рядов — в зависимости от дальнейших заданий. Побеждает тот, кто наберет больше букв.

Можно разделить детей на команды, тогда победителем будет не отдельный игрок, а одна из команд.

Вариант 3

Игроки сидят, заложив руки за спину, и в таком положении получают от водящего карточки, на ощупь распознают букву и называют ее.

Варианты второго уровня сложности

Делим буквы на группы

Дети рассматривают буквы и делят их на группы:

— самые любимые, красивые, толстые, худые, круглые, угловатые и т.д.;

— буквы, которые смотрят направо, влево и прямо;

— симметричные и несимметричные буквы;

— гласные, согласные.

Буквы «ходят в гости»

Буква Р.Для этого дети выкладывают буквы в колонну: это многоэтажный дом. Дом может быть общим для всех игроков, или каждый играющий может иметь свой дом. Выбирается буква-гость. Один из детей берет букву-гостя и отправляет его по конкретному адресу: во второй дом слева от его собственного дома, на третий этаж, к пятой букве справа и.т.п. Когда буква приходит в гости и устраивается рядом с буквой-хозяином, дети пытаются прочитать, что из этого получилось.

Со временем, когда дети научаются легко прочитывать слияния из двух букв, в гости начинает ходить уже не одна буква, а две, три. Игра может иметь продолжение. Один игрок берет любую букву из своего дома, подносит ее к любой букве другого игрока и читает то, что получилось; если слияние прочитано верно, первый игрок забирает букву соперника себе. Дальше — ход второго игрока. Он берет свою букву и подносит ее к любой букве следующего игрока (можно подносить ее к двум-трем-четырем буквам одновременно). Если слияние прочитано верно, буквы забирает себе читавший, если нет — буквы остаются у хозяина.

Если дети еще не умеют читать и находятся в стадии овладения навыком слогового чтения, важно, какие буквы, в каком составе, в каком количестве и к какой букве ходят в гости.

При этом нужно соблюдать несколько условий.

1. Начинаем работу с простых, легко запоминающихся, легко читающихся и часто встречающихся знакомых букв.

2. Переходим к новому этапу работы только после того, как предыдущим дети овладели и выполняют его свободно, легко и с удовольствием. Новый этап вводится как неожиданный новый ход — «А моя буква вот так встала! Что получилось, кто знает?.. А вот так сможете?!!» И дети, конечно, смогут, т.к. уже уловили принцип. Часто они сами придумывают новые варианты.
Если кому-то трудно, вводится прием, когда все дети работают парами: водят буквы в гости, держась вдвоем за одну карточку, хором проговаривают, что получилось.

Буква П.3. Задавая собственную логику, взрослый не ограничивает, а всячески поощряет и активно использует детскую инициативу — придумывание собственных вариантов и способов.

4. На первом этапе работы буква-гость встает перед буквой-хозяином. На втором — после.

Затем в гости начинают ходить по две буквы одновременно. Они могут становиться с двух сторон от буквы-хозяина, до нее или после.

(Возможны и другие варианты — их выбор зависит от логики, выстроенной взрослым, и уровня детей.)

Возможна такая последовательность «гостевания»

— в гости ходит буква, обозначающая гласный звук, хозяева — тоже буквы для гласных;

— буква для гласного ходит в гости к буквам, обозначающим согласные звуки;

— буква, обозначающая согласный, ходит к разным гласным.

Сочиняем сказки

Про пластилиновые буквы можно придумывать разные истории: веселые или страшные, объясняющие, почему буква имеет такую форму, истории с «правилами» (почему Ж и Ш дружат с И и никогда не пишутся с Ы и т.п.). Из пластилиновых букв можно составлять слова, работая в парах, группами или по одному, в соревновательном режиме. Очень полезно для обучения чтению, если дети научат играть в «Пластилиновые буквы» своих родителей или других детей. Важно вовремя заканчивать игру — тогда, когда хочется играть ЕЩЕ. Если взрослые играют в «Пластилиновые буквы» по-настоящему — с азартом, интересом и удовольствием, дети не останутся равнодушными.

© Данная статья была опубликована в № 05/2006 газеты "Дошкольное образование" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.


 

Лента новостей
19:53  В нижегородской школе ищут источник вирусной инфекции

21:08  ЕГЭ в России планируется сохранить

20:49  Только каждая пятая российская школа участвует в инклюзивном образовании

19:43  Супер-школа в Туле в следующем году примет сразу 600 учеников

Все новости

Последние темы форума
19 сентября
Бабушка просится в престарелый

18 сентября
Скидки

18 сентября
Подарок

15 сентября
На сцену - с радостью!

15 сентября
Франшиза детского сада

15 сентября
Новая музыка

10 сентября
Друг

Опрос
С радостью ли вы в детстве ходили в школу?
Проголосовало: 21581
Архив опросов


Законодательство

Закон РФ "Об образовании"
Семейный кодекс РФ
ФЗ "О некоммерческих организациях"
Гражданский кодекс РФ (Часть 1)
Гражданский кодекс РФ (Часть 2)
Гражданский кодекс РФ (Часть 3)
Гражданский кодекс РФ (Часть 4)

  © 2018 Сайт: 1 сентября - школы-гимназии, школьная программа и система среднего образования